-В Лос-Анджелесе раздали призы лучшим кинематографистам-"Кто дал этому сукину сыну грин-кард"? – спросил Шон Пенн, вручавший приз в категории "Лучший фильм", когда чуть не опрокинул плохо закрепленную стойку с микрофоном. Ну да, конечно: технические работы (вроде укрепления микрофонов на сцене) иногда выполняют рабочие-мексиканцы, которым дали вид на жительство в США. То ли это была случайность, то ли тщательно продуманная шутка – но через три секунды Пенн объявил, что "Оскар" достается фильму, снятому в США мексиканцами – "Бердмэну" Алехандро Гонсалеса Иньяриту.
-Ничто в картине ее латиноамериканское происхождение не выдает: это прелестная комедия про немолодого актера (Майкл Китон), который двадцать лет назад сыграл супергероя в кинокомиксе, с тех пор маялся, не получая интересных предложений, и в итоге решил сам возродить карьеру, поставив в бродвейском театре пьесу Рэймонда Карвера и исполнив в ней главную роль. Снятый якобы одним куском, без монтажных склеек (они, конечно, есть, но тщательно замаскированы), "Бердмэн" представляет собой каталог актерских и режиссерских неврозов; это смешная и трогательная история про страх и трепет артиста, который хочет что-то сделать и смертельно боится что-то сделать не так. Естественно, в Голливуде, полном творческих людей, эта картина не могла не встретить одобрение. Кроме награды в категории "Лучший фильм", "Бердмэн" получил призы за режиссуру, сценарий и операторскую работу (великий Эмманюэль Любецки получает "Оскара" второй год подряд, в 2014-м он уже удостоился его за "Гравитацию").
-У "Бердмэна" был очень сильный конкурент – "Отрочество" Ричарда Линклейтера, снимавшийся 11 лет по кусочкам фильм о взрослении мальчика из Техаса (все актеры в этой картине взрослели вместе с персонажами). "Отрочество" – в своем роде выдающийся, не имеющий аналогов в художественном кино фильм про течение времени и трансформацию личности. В частности, никому еще не удавалось так передать родительские чувства, как Линклейтеру, ставящему зрителя на место отца или матери героя (ты вдруг слышишь, как ломается голос у подростка, которого помнишь беззащитным ребенком – а времени прошло-то, казалось бы, всего ничего, считанные минуты). Линклейтера весь год осыпали призами ("Золотой глобус", BAFTA, "Серебряный медведь" в Берлине), но на "Оскаре" приз получила лишь Патришия Аркетт как лучшая актриса в роли второго плана.
-Приз в категории "Лучший актер в роли второго плана" достался Дж.К. Симмонсу. Может, вы не знаете его по фамилии, но отлично знаете в лицо: он превосходный характерный актер, появлявшийся во многих фильмах и сериалах. В фильме Whiplash (по-английски это значит "Плетка" и отсылает к джазовой пьесе Хэнка Леви; по-русски картину окрестили "Одержимостью") Симмонс играет дирижера-маньяка, который хочет сделать из своего ученика, юного барабанщика, по-настоящему великого джазового музыканта, такого, как Бадди Рич или Чарли Паркер. Но чтоб быть по-настоящему великим, нужно пройти через кровь, пот и слезы, которые и не снились музыкантам обычным, одаренным, но в конечном счете среднестатистическим. Симмонс великолепен, как и сам этот маленький независимый фильм (получивший еще и премии за лучший монтаж и лучший звук).
-Лучшим актером в главной роли назвали англичанина Эдди Редмейна, сыгравшего физика Стивена Хокинга в фильме "Теория всего" (или "Вселенная Стивена Хокинга"; в российском прокате с 26 февраля). Главным конкурентом Эдди считался Майкл Китон ("Бердмэн"), но Редмейн во всех смыслах его обошел. В роли ученого, почти уничтоженного боковым амиотрофическим склерозом, он убедителен настолько, что становится страшно. Где-то к середине картины ты перестаешь верить в то, что перед тобой 32-летний актер, один из главных британских модников по версии журнала GQ, которого каждое утро гримировали, который слушал режиссера и что-то там изображал перед камерой: ты видишь только подлинного инвалида, у которого болезнь скомкала и выбросила три четверти всего, что нормальные люди считают жизнью; убежденного атеиста, не без иронии превращенного Вселенной (в устройстве которой Хокинг ковырялся и до сих пор ковыряется) в великомученика атеизма.
-Другая болезнь – Альцгеймера – принесла статуэтку в категории "Лучшая актриса" Джулианне Мур. В фильме "Все еще Элис" она сыграла мирную американку, которая в результате изменений в мозгу начала терять контроль над собой, своей памятью и жизнью. В том, что Мур после нескольких случайных неудач на "Оскаре" наконец-то получит свою первую статуэтку, не сомневался никто. Надо думать, и фильм дали себе труд посмотреть отнюдь не все академики, ставившие галочку напротив ее фамилии: в данном случае великую актрису награждали за сумму сыгранных ею ролей. Конкретная Элис (сыгранная, разумеется, виртуозно) потребовалась лишь как повод.
-Призы "за красоту" (художник, гример, костюмер) получила комедия Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт". Еще один приз достался ей за музыку: после восьми неудачных номинаций "Оскар" получил прекрасный французский композитор Александр Деспла. Как и в случае с Джулианной Мур, Киноакадемия наконец отдала то, что давно уже ему причиталось. Причем, как часто бывает, не за самую выдающуюся работу.
-На сцену Деспла выходил под художественно обработанный им для фильма "Светит месяц, светит ясный" (несомненно, академики сочли, что он сам это бреньканье на балалайке и придумал – за него, похоже, и наградили). Этим русское присутствие на "Оскаре" и ограничилось. Приз за лучший фильм на иностранном языке получила польская картина "Ида". О том, что она обойдет нашего "Левиафана", догадывались все, включая Андрея Звягинцева. Во-первых, там присутствует тема Холокоста (которая сразу делает фильм в глазах академиков в два раза более благородным). Во-вторых, это просто очень хороший фильм. Черно-белая "Ида", действие которой разворачивается в Польше в начале 60-х, в два раза короче "Левиафана" (идет всего-то час с копейками); она крайне сдержанная – подобно героине, юной сироте-послушнице, готовящейся принести обеты и стать монахиней. Но настоятельница монастыря отчего-то настаивает, чтобы Ида предварительно встретилась со своей теткой – единственной оставшейся у нее родственницей. Как высняется, та еще недавно работала прокурором и отправила на смерть многих "врагов народа", получив за это прозвище Кровавая Ванда. Ида хочет узнать, где похоронены ее отец и мать, погибшие во время войны. Это никому не известно. Но Ванда – нервная, циничная алкоголичка – соглашается провести расследование, предварительно произнеся три ключевые для фильма фразы: "А ты знаешь, что ты вообще-то еврейка и будешь еврейской монахиней?", "А ты не боишься, что если поедешь к могилам родителей, окажется, что Бога нет?" и "А к тебе не приходят плотские желания? Жаль. Ты должна попробовать. Иначе что это за жертва – твои обеты?"
-Нашумевший "Левиафан" Андрея Звягинцева, увы, остался без награды американской киноакадемии.
-
ПОБЕДИТЕЛИ
ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ
Лучший фильм: «Бердмен»
Лучший режиссер: Алехандро Гонзалес Иньярриту – «Бердмен»
Лучшая мужская роль: Эдди Редмэйн – «Вселенная Стивена Хокинга»
Лучшая женская роль: Джулианн Мур – «Все еще Элис»
Лучшая мужская роль второго плана: Дж.К. Симмонс – «Одержимость»
Лучшая женская роль второго плана: Патрисия Аркетт – «Отрочество»
Лучший оригинальный сценарий: «Бердмен» — Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джакобоне, Александр Динеларис,
Армандо Бо
Лучший адаптированный сценарий: «Игра в имитацию» — Грэм Мур
Лучший фильм на иностранном языке: «Ида», Польша
Лучший анимационный фильм: «Город героев»
Лучшая работа оператора: Эммануэль Любецки – «Бердмен»
Лучший саундтрек: «Отель «Гранд Будапешт»»
Лучшая оригинальная песня: Glory – «Сельма»
Лучший монтаж: Том Кросс – «Одержимость»
Лучший монтаж звука: «Американский снайпер»
Лучшее сведение звука: «Одержимость»
Лучшие визуальные эффекты: «Интерстеллар»
Лучшие костюмы: «Отель «Гранд Будапешт»»
Лучший грим и прически: «Отель «Гранд Будапешт»»
Лучшая работа художника: «Отель «Гранд Будапешт»», Адам Штокхаузен, Анна Пиннок
Лучший документальный фильм: «Гражданин четыре» – реж. Лора Пойтрас
Лучший короткометражный фильм: «The Phone Call»
Лучший короткометражный документальный фильм: «Crisis Hotline: Veterans Press 1»
Лучший короткометражный анимационный фильм: «Меню»
-ИСТОЧНИК-